Детская дружба или отношения ребёнка со сверстниками
Настоящую дружбу нельзя проповедовать,
ей учатся в действии.
Антуан де Сент-Экзюпери
В жизни каждого ребенка однажды происходит очень важное событие: он вступает в новый коллектив – идет в школу, знакомится с ребятами во дворе и так далее. Не всегда новый круг общения сразу же становится близким, очень часто ребенку бывает трудно найти настоящего друга, и новые впечатления не приносят ему ничего, кроме обид и разочарований.
В чём причины этого? Попадая в новый коллектив, даже коммуникабельные дети порой теряются. Что же говорить о тех детях, которые испытывают трудности в общении со сверстниками из-за своих индивидуальных особенностей: повышенной эмоциональности, завышенной или заниженной самооценки, конфликтности, агрессивности, замкнутости, застенчивости? И если справляться с детскими проблемами, которые возникают в семейном кругу, родителям ещё как-то получается, то правильно отреагировать на переживания ребёнка, например, из-за отсутствия товарищей на улице или в школе, иногда не выходит.
В практике работы психолога достаточно часто встречаются обращения по поводу отношений со сверстниками.
На консультацию обратилась мама с девятилетней дочкой. Девочка говорила о том, что чувствует себя несчастной, все время грустит и слишком ярко реагирует на все, что с ней происходит в жизни. Девочка рассказала, что переживает потому, что никак не может найти себе друзей. Она хотела найти такого друга, который общался бы с ней, играл бы в такие игры, которые она хочет, и ни с кем больше не дружил. На такие отношения желающих было мало. Подруги находились, но они не желали полностью посвящать себя девочке. В ходе консультации девочка увидела свои ошибки в общении с детьми, поняла, что в дружбе важно слышать другого и уважать его интересы.
Действительно, проблема взаимоотношений в детской и подростковой среде достаточно актуальна — это трудности в общении со сверстниками, отсутствие друзей, конфликты с друзьями, переживания по поводу отношений с одноклассниками и учебным коллективом.
Причинами подобных ситуаций ребенка могут быть самыми разнообразными: излишняя привязанность к кому-нибудь из членов семьи, избалованность, чрезмерная опека родителей, ограничение общения ребенка из-за боязни отрицательного влияния на него со стороны друзей, запрет на игры со сверстниками дома по причине болезни кого-либо из членов семьи, усталости родителей после напряженного дня, нежелания нарушать порядок в доме и так далее.
Друзей выбирают
Для того чтобы создавать конструктивные дружеские отношения, где каждый полностью проявляет себя, ребенок должен обладать рядом психологических характеристик, которые он приобретает в течение жизни. Дружба дарит ребенку не только близких по интересам людей, но и дополнительную возможность научиться уважать другого человека, доверять ему. Дружба становится прекрасным средством и индикатором степени социализации ребенка. Важно в отношениях уместно проявлять и принимать агрессию, потому как даже в дружеских отношениях с ней приходится сталкиваться неизбежно. Именно вданных отношениях ребенок учится полноценному общению на равных, делиться чем-то ценным, получать и принимать заботу о себе, оставаться уверенным в себе и многое другое, что невозможно, например, в детско-родительских отношениях.
Больше — не всегда лучше
Хорошо, когда ребенок окружен большим числом приятелей. Но что касается по-настоящему близкой дружбы, принцип «чем больше, тем лучше» перестает действовать. Даже очень общительному ребенку может не хватать той крепкой взаимной дружбы, которая ему действительно нужна, в которой его понимают и принимают таким, какой он есть.
В каждом возрасте у детей разное количество друзей. До двух-трех лет дети наблюдают друг за другом, но сами редко начинают играть вместе, если их не вовлечет в игру взрослый. Эти первые игровые моменты дружбой назвать еще нельзя. Слово «друг» прочно закрепляется в детском словаре на 3-6-м году жизни. У дошкольников и младших школьников друзьями, как правило, становятся наиболее доступные им для игры дети, обычно это ребята из группы детского сада или одноклассники. И поэтому на вопрос «Кто твой друг?» ребенок младшего возраста обычно выдает целый список имен.
Позже круг друзей сужается — дети начинают выбирать, исходя из собственного вкуса и взаимных интересов. Причем своему кругу друзей ребята остаются верны довольно долгое время. Но, несмотря на такую, казалось бы, прочную связь, в подростковом возрасте былая дружба может распасться, если один из друзей физически или эмоционально развивается быстрее, чем другой. Например, один друг начинает встречаться с девушками, а другой довольно инфантилен и ни физически, ни эмоционально к этому не готов. Также прерывание дружеских отношений, например, в связи с переходом в другую школу, воспринимается ребёнком болезненно вплоть до переживания чувства настоящей потери, горя. Правда, до того момента, пока он не найдёт новых друзей. В этот период подросток максимально подвержен влиянию группы и её ценностей, он панически боится утратить популярность среди сверстников. Поэтому для поддержания дружбы и девочкам, и мальчикам необходимы модные молодёжные атрибуты, например, современные гаджеты или стильная одежда. Престижно иметь даже не сами вещи, а возможность участия наравне с другими в общих мероприятиях и обсуждениях.
Проблема «со мной не хотят дружить»
Признаки, которые могут говорить о том, что у вашего ребенка возникли трудности в общении со сверстниками:
- жалуется на отсутствие друзей и нежелание сверстников общаться с ним;
- с неохотой идёт или радуется любой возможности не пойти в детский сад, основную или дополнительную школу;
- ничего не рассказывает об одноклассниках и приятелях, с которыми познакомился, например, на улице или в спортивной секции;
- не хочет никому звонить, звать в гости или ему никто не звонит и не приглашает к себе;
- целыми днями в одиночестве чем-то занимается дома (читает, играет в компьютерные игры, смотрит телевизор и пр.).
Ребенок не может обойтись без друзей, но его общение с ними без помощи взрослых часто оказывается малоуспешным. Поэтому именно вы, родители можете помочь ему справиться с трудной ситуацией, поддержать. Ребенок впитывает опыт построения отношений с материнским молоком, книжками которые ему читают, мультфильмами, которые он смотрит, в детском саду, песочнице, общаясь с братьями и сестрами, берет на заметку взаимоотношения родителей. Как можно больше создавайте для ребенка ситуаций общения с другими людьми, пусть он приобретает этот опыт с самых ранних лет жизни, тогда постепенно, он научится строить хорошие дружеские отношения. Не пытайтесь подтолкнуть ребенка к общению с подходящими друзьями, может быть, тот с кем он сейчас дружит, играет для него невосполнимую роль. Пусть ваш сын или дочь приобретут собственный опыт, совершат свои ошибки.
Зачастую родителям не хватает терпения подождать, пока ребенок самостоятельно справится с возникшими сложностями, или же, со стороны взрослых происходит обесценивание способностей своего сына или дочери. Поэтому, главная задача родителя — выстроить доверительные отношения, чтобы ребенок в любой момент мог поговорить с ним даже о самом неприятном опыте общения.
Если же в общении у ребенка возникают серьезные проблемы, можно получить профессиональную и квалифицированную помощь, обратившись к специалистам Детского телефона доверия с единым общероссийским номером 8-800-2000-122. Служба работает анонимно, круглосуточно и бесплатно. Консультанты Детского телефона доверия принимают звонки не только от детей и подростков, но и от взрослых.
Детскую дружбу называют репетицией взрослых отношений. Часто именно друзья детства остаются самыми родными людьми и во взрослой жизни, а полученные в детстве радость и трепетность дружбы становятся важными маячками все дальнейшие годы. Поэтому так важно помочь своему ребенку научиться строить связи, дружить и сохранять дружбу! Разобравшись в причинах неудач и скорректировав отношения, которые создают проблемы, можно многое изменить в жизни!
Старцева Виктория, психолог БУ «Нефтеюганский комплексный центр социального обслуживания населения»